Что такое счастье?

Так что же такое счастье? Философы задавались этим вопросом ещё на заре человечества. Поиск истины зафиксирован в обширных научных, религиозных и бытовых изысканиях. Вы прочтёте самые разнообразные взгляды на этот вопрос. Каждый найдёт здесь что-то близкое для себя и откроет новые пути к счастью.

Тема счастья — центральный вопрос наук о человеке. Из-за уникальности каждой точки зрения объяснить феномен можно только глубоко субъективно. Есть простое доказательство. Счастье может чувствоваться одним человеком. Небольшой группой людей, например, семьёй — уже сложнее. А вот для такой группы, как население страны, достижение счастья на 100 % просто невозможно.

Физиология счастья

Счастье достигается в определённом соотношении физики тела и социально-психологических аспектов. Какова роль физиологии в этом сложном вопросе?

Гормоны счастья

Самое логичное и легко доказуемое обоснование счастья — это определённые химические процессы. Когда они происходят, в организме человека вырабатываются гормоны счастья. Они воздействуют на нервную систему таким образом, что человек начинает испытывать эмоции радости, блаженства и восторга.

Какие гормоны отвечают за эти эмоции:

Эндорфин. Это химическое соединение — хороший друг человека, «спасатель». Его работа заключается в снижении чувствительности к негативным проявлениям, таким как чувство вины, стыда, боли. Он вырабатывается в ответ на стресс, испытываемый в затруднительной ситуации.

Серотонин. Этот нейромедиатор участвует во многих функциях организма. Со счастьем он связан тем, что от него во многом зависит настроение, принятие себя, самооценка, способность получать удовольствие и уровень болевых ощущений. Одна из ведущих теорий о причинах депрессии гласит, что именно снижение уровня серотонина вызывает это заболевание.

Дофамин. Также является нейромедиатором. Отвечает за чувство удовлетворённости, удовольствия, любви и привязанности. При недостатке дофамина снижается эффективность познавательных процессов, таких как память и мышление, а также развивается невозможность испытывать удовлетворение от деятельности.

Окситоцин. Помогает дофамину в построении семейных и любовных взаимоотношений. Он снижает тревожность и стимулирует чувство доверия и безопасности. Влияет на так называемый «эмоциональный интеллект», о роли которого в достижении счастья будет написано ниже.

Получается, эти химические образования являются причиной, по которым люди испытывают эмоции радости и подкрепляют долговременные чувства любви и дружбы. Однако называть эти состояния счастьем было бы наивно. То есть правильная работа гормонов — это не всё, что нужно для счастья. Понятие более обширно, и оно включает как физиологию, так и многие другие аспекты.

Нарушения в работе гормонов могут вообще лишить возможности испытывать радостные чувства. Это может произойти по причине приёма препаратов (например, снимающие нервное возбуждение, сексуальное желание, антидепрессанты и другие, оказывающие сильное действие на нервную систему).

Роль генетики

Некоторые исследования указывают, что достижение счастья зависит от наследственности. Это означает, что возможность быть счастливым даётся человеку от рождения, и он не в силах кардинально изменить этот факт.

Учёные из Лондонского университета нашли ген, который, как они утверждают, ответствен за счастье. Гену было дано название 5-HTTLPR. Исследования показывают, что строение гена напрямую связано с захватом и усвоением серотонина: короткий ген имеет меньшие шансы «поймать» серотонин, чем длинный.

Могут ли животные быть счастливыми

Простейшие животные не могут испытывать эмоции, так как для этого нужна нервная система. Они живут по принципу разделения окружающего мира на «то, что мне нужно для выживания» и «это опасно». Говоря простыми словами, они «счастливы», когда сыты, и ничто не угрожает их жизни.

Если говорить о млекопитающих, они имеют гораздо более сложную систему оценки своего внутреннего состояния. Базовые эмоции, такие как страх или удовольствие, обусловлены инстинктами и нужны для выживания. Но социальные животные способны испытывать сложные чувства радости, привязанности, тоски и сострадания.

Можно ли назвать собаку, прыгающую от радости при виде хозяина после долгой разлуки, счастливой? Она не задумывается о своём состоянии, а просто радуется. Счастливой её могут назвать только наблюдатели-люди, для которых вызывает зависть беззаботность животного.

Счастье определяется в гораздо более сложных категориях, связанных с ощущением конечности жизни, поиском смысла, самореализацией. То есть с явлениями, доступными только сознанию человека.

Счастье в теории эволюции

Не до конца понятен феномен счастья с точки зрения эволюции. Для выживания он не обязателен, для продолжения рода тем более. Однозначно, что все образования, появляющиеся в ходе эволюции, обусловлены приспособлением организма к меняющимся условиям. Появление сознания у людей связано с более сложной организацией жизнедеятельности. Например, сознание необходимо для существования социального общества. А счастье можно ощутить только сознанием.

Каждый новый эволюционный конструкт призван удовлетворять какую-либо потребность. Прямохождение необходимо для лучшего обзора территории, большой палец, противопоставленный остальным — для захвата предметов. Тогда для чего, собственно, нужно счастье? Возможно, это — побочный продукт сознания, равно как и несчастье.

Есть и другая теория. С помощью сознания люди понимают, что хорошо для развития вида, а что плохо. Регулируют решения так называемые психологические подкрепления: чувство вины, страха, стыда, удовлетворения. Значит, состояние счастья говорит нам, что мы движемся в правильном направлении, несчастье — что нужно сменить курс.

Наиболее верным представляется мнение, что явление несчастье-счастье необходимо для мотивации к деятельности. Тогда этот феномен можно описать как более развитую систему инстинктов.

Как бы там ни было, счастье не зависит исключительно от биологии.

Экономическая и социологическая теории

Счастье представляет большой интерес у исследователей политики и экономики. В современном мире для многих государств данный феномен становится всё более значимым, так как доказана взаимосвязь уровня счастья и эффективности, а следовательно, экономического прогресса. В странах, где материальная ценность не является ведущей, счастье народа является достоянием страны.

Для исследования с целью дальнейшего контроля социальных феноменов необходимо умение измерять каждый из них. Но как измерить счастье, если у него даже нет чёткого определения? Считается, что наиболее близко к измерению счастья в экономике стоит ВВП. Валовый внутренний продукт тесно связан с благополучием населения, однако на практике это далеко не всегда так.

В XIX веке социолог Алексис де Токвиль отправился в Америку и был удивлён тем, что люди на континенте не счастливы. Он задаётся вопросом, почему материальное благо есть, а вокруг столько меланхолически настроенных людей.

В своей знаменитой речи 1968 года Р. Кеннеди озвучил интересную мысль. С помощью ВВП измеряется загрязнение воздуха, количество катастроф, реклама, вырубка лесов и количество потреблённых благ. Но он не учитывает качество образования, творчество, духовность и всё то, ради чего действительно стоит жить. К тому же, ВВП растёт и в тех случаях, когда люди разводятся, строится новая тюрьма и так далее.

Примерно в это же время развитие получает фелицитарная политика — политика счастья.

Широкий интерес вызвало исследование, получившее название «парадокс Истерлина». Его выводы гласят, что материальное благосостояние связано со счастьем только до определённого уровня, дальнейший прирост денег способствует понижению уровня счастья. Ещё один вывод — денег никогда не бывает достаточно. Это и другие исследования доказывают, что взаимосвязь между размером кошелька и счастьем определённо существует, но какая именно — остаётся загадкой.

Измерение счастья людей по всей планете дало неоднозначные выводы. В племенах Латинской Америки люди более счастливы, хотя не имеют материальных благ цивилизации, а на постсоветском пространстве люди более несчастны, хотя экономический прогресс налицо.

Поэтому рождаются новые альтернативы ВВП, которые, к сожалению, пока не могут в полной мере его заменить. Помимо ВВП в экономических исследованиях счастье связывают с таким показателем, как качество жизни.

Альтернативы ВВП

Валовое национальное счастье. Первым государством, заменяющим ВВП на ВНС стал, как ни странно, Бутан. ВНС измеряет качество жизни соотношением духовных и материальных благ. При этом счастье каждого гражданина закреплено в Конституции страны. Эксперты выделили «4 столпа счастья», включающие экономику, охрану окружающей среды, национальную культуру и эффективное правление. Каждые 2 года страна проходит опрос по 72 заданным параметрам, вытекающим из 4 основ. Например, психологическое благополучие измеряется такими параметрами, как частота молитв и медитации, зависть, ревность, сочувствие, щедрость и так далее.

Можно было бы привязать этот опыт королевства к его низким экономическим показателям, безграмотности и духовному аспекту (государственная религия — буддизм). Но по примеру Бутана в 2011 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Счастье — целостный подход к развитию», которую поддержали 50 государств. Продуктом резолюции стал всемирный доклад о счастье. Последние 3 года (2018, 2019 и 2020) первое место в рейтинге счастливых стран из расчёта национального счастья занимала Финляндия.

В 2008 году президент Франции Н. Саркози изъявил инициативу создания альтернативы ВВП. Она должна включать такие показатели, как устойчивость развития страны, безопасность, соблюдение прав человека, экологию и так далее. Исследования в данной инициативе подтвердили, что переоценка значимости ВВП привела к мировому экономическом кризису.

Власти Китая в 2011 ввели собственный индекс счастья. Он основывается на 16 показателях. Помимо экономических данных с помощью индекса анализируется научная сфера, образование, культура, в том числе спортивная, количество врачей на душу населения, площадь зелёных насаждений и так далее.

Индекс человеческого развития, исследуемый аналитиками Программы развития ООН. Этот индекс включает в себя ВВП. Помимо него измеряется доступность образования, средняя продолжительность жизни, ситуация в сфере гражданских прав и свобод, социальная защищённость, участие граждан в жизни страны, мобильность, доступ к информации, здоровье, преступность, уровень культурного развития и так далее. Однако не берётся в расчёт неравномерность распределения благ и духовная сфера.

Всемирный индекс счастья (The Happy Planet Index). В отличие от ИЧР и ВВП, не отражающие достижения стран конечной цели — счастья и здоровья, данный индекс основывается на принципе полноценного благополучия людей. Он рассчитывается, исходя из 3 шкал: субъективная удовлетворённость жизнью, ожидаемая продолжительность жизни и «экологический след», и, скорее, подводит итоги эффективности политики государства.

Существуют и другие альтернативы ВВП. Для полного понимания счастья нужно знать об опыте политиков и экономистов в данном вопросе.

В большинстве рейтингов, связанных с исследованием счастья, скандинавские страны традиционно занимают ведущие места. Исследователи связывают это с активной гражданской позицией скандинавов и их вовлечённостью в жизнь своих стран.

В Финляндии почти самые высокие налоги в мире, но люди согласны их платить, так как понимают, что инвестируют эти деньги в благосостояние своего государства, в будущее. В стране развитые социальные институты, почти нет преступности и коррупции. Можно ли считать это залогом счастья? По-видимому, да.

Россия в таких рейтингах обычно находится на уровне «чуть ниже среднего». В нашей стране есть свои методы измерения счастья, осуществляемые, например, ВЦИОМ. Также разработан «Индекс счастья российских городов».

Можно резюмировать, что национальное счастье находится где-то между экономическим благополучием и субъективным ощущением собственного счастья.

Философия

Вопрос счастья в философских изысканиях также стар, как темы мироустройства, жизни и смерти, бытия и место человека во всём этом. Поиск счастья является наиболее философским вопросом, нежели принадлежащим к какой-либо другой области знания. Трудность изучения феномена состоит в том, что его невозможно измерить, потрогать и оценить, то есть он нематериален.

Раздел философии, изучающий счастье, называется фелицитология.

Все фелицитарные труды принято делить на два больших течения: гедонизм и эвдемонизм.

Гедонизм. С этой точки зрения счастье понимается как достижение любых удовольствий и избегание боли и страданий.

Эвдемонизм. Описывает стремление к счастью через мотивы, раскрытие потенциала, творческую самореализацию, ценностные ориентации. Счастье — в процессе самовыражения, его доступности. Боль и страдания в этом случае — необходимая плата за счастье.

Античность

Философы древности соотносили счастье с таким критерием, как умеренность и добродетель. Именно отсутствие крайностей, по их мнению, служит достижению счастья в жизни.

Демокрит. Этот философ одним из первых утверждал, что счастье не соотносится с размером богатства и телесной силой. Внутренняя мудрость должна стать маяком в существовании. Счастье — это состояние души, которому характерны сдерживание внутренних страстей, гармония, бесстрашие и уравновешенность. Недостаток денег — это временные трудности, главное — наличие мудрости эти трудности преодолевать.

Источник счастья, по его мнению, в добродетельной жизни, в душе. Внутреннее удовлетворение — главный критерий. Он считал, что счастливым может быть только добродетельный человек, а злонамеренный несчастен всегда.

Сократ и Платон. Развивали идеи главенства здравого смысла, его контроля над страстями. Счастье должно состоять из рациональных желаний, то есть безопасности, удачи, доброй славе, богатства. Платон пишет, что в идеальном государстве все счастливы потому, что каждый занимает в жизни то место, которое должен и которое заслуживает.

Кроме этого, счастье невозможно, если человек не верит в господство Высшего Разума (Бога), а путь к нему — попытки уподобиться Богу, демонстрируя праведность, мудрость и добродетель.

Аристотель. Подобно Платону, он усматривал счастье в общественных делах, а не в бессмысленном гедонистическом времяпрепровождении. Вообще, путь удовлетворения страстей для человека опасен, так как в этом случае человек становится подобен червю или улитке.

Основной залог счастья — в добродетельном труде. Главные добродетели, по мнению Аристотеля, это мужество, умеренность, щедрость, правдивость и дружелюбие. Материальные блага необходимы как инструменты для совершения добродетели.

Эти выводы заложили основы для эвдемонизма.

Диоген. Этот философ полагал, что ничего специально для счастья делать не нужно, все средства изначально есть. Но большинство людей живут мнимым счастьем, таким как богатство и власть.

Свобода — вот залог счастья. Истинной свободой Диоген считал освобождение от всех потребностей и аскезу. Счастье в простоте, считал мудрец, и даже выбросил чашку, когда увидел, как ребёнок пьёт воду прямо из ладоней.

Эпикур. Главное моральное и нравственное благо для человека — достижение счастья, оно и является целью. Счастье выражается в отсутствии забот, тревог, физической боли и страха перед высшими силами. Отстранение от политической суеты — один из залогов счастливой жизни. Материальные блага — барьер на пути к счастью, а всё, что для него необходимо, уже заложено в природе каждого человека.

Средневековье

Средневековые концепции о счастье связаны с пониманием Бога. Достижение счастья считалось возможным лишь в случае духовного слияния с Создателем. Счастье достижимо верой, смирением, состраданием и терпением. Довольствование малым и умеренность представлялись единственным путём к счастью.

С. Боэций. Главный путь достижения счастья — служение добру и Богу. Высшее наслаждение (читай, счастье) — это награда за благочестивую жизнь, вознаграждение за благодетель.

А. Аврелий. Отказ от эгоизма, служение людям — вот истинное счастье, считал философ. По его мнению, несчастен тот, у кого всё есть, но нет единства с Богом, а блажен тот, кто знает Бога, даже если не знает ничего другого.

Ф. Аквинский. Продолжил идеи Боэция. Считал, что счастье в осознании своего личного предназначения и устремления к нему. Счастье — созерцание Бога и исполнение своего благого предназначения.

Возрождение и Просвещение

Философы эпохи Ренессанса обновили понимание счастья. Они углубили знания древних мыслителей тем, что оно стало пониматься как иллюзорное состояние, достижимое на основе преходящих ценностей. Это означает, что универсального способа достижения не существует. При этом материальная составляющая жизни помогает достижению только в том случае, если она имеет в себе духовную составляющую, а не просто удовлетворяет физиологические и гедонистические потребности.

На этой основе начинают преобладать идеи земного, мирского счастья, во многом в противовес идеям Средневековья. Зарождается теория гуманизма, в которой превозносится человеческая натура и её безграничные возможности. Следовательно, счастье начинает пониматься как мирское блаженство, которое достижимо следованием разуму и мудрости в светской жизни. Бог в теории гуманизма перестаёт иметь такое значение в достижении счастья

Данте. Считал, что счастье человека в его собственных руках. Каждый сам кузнец своего счастья, и высшие силы тут не при чём. Человек рождён для счастья, а несчастье рождается во всеобщей дисгармонии.

Л. да Винчи. Его знаменитая цитата: «счастье даётся тем, кто много трудится» говорит о том, что счастье измеряется полезностью человека. То есть чем больше мы оставляем после себя полезного, тем счастливее можем себя считать.

Лоренцо Валла. Несчастье заключается в невозможности пользоваться благами. А при наличии благ люди сами вольны ими пользоваться так, как этого хотят — отсюда либо грехи, либо добродетель. Счастье в отсутствии телесной боли и душевных тревог, в безмятежном покое. Человек ответствен за своё благополучие и только он сам может устранить источники несчастья — зависть, презрение и ненависть.

Мишель де Монтень. Не критиковал эгоизм, так как считал его сильной мотивацией в достижении счастья — единственной цели человека. Путь к счастливой жизни он видел в изучении своей личности, своего характера, наклонностей, ремесла и воли. Выработка нравственного равновесия и ясность духа — залог успеха.

Восточное возрождение. Особенно сильно раскрыт вопрос счастья в философии арабо-мусульманского Возрождения, так как оно стало одной из главных категорий, подлежащих изучению. На примере трудов мыслителя аль-Фараби можно констатировать, что в этой философии счастье понималось как главная ценность как отдельного человека, так и всего государства. Главные пути к счастью — это воспитание, просвещение и наука. То есть во главу ставится получение всеобъемлющего знания о природе вещей и поиск первопричины всего сущего.

Фактически, счастье достигается слиянием с высшим мировым разумом. Злом считается всё, что мешает достижению блага.

Одним из основных выводов стала необходимость полезной деятельности. Если Средневековье сводилось к поиску счастья вовне, то есть в Боге, Ренессанс приводит к поиску счастья внутри, в самой сущности человека с его безграничными возможностями.

Новое и Новейшее время

Мудрецы эпохи Нового времени во многом ориентировались на понятие разума.

Только разумом человек может осознать тщетность своего бытия, равно как и своё величие. В эту эпоху наиболее сильно прослеживается связь между счастьем и телесными удовольствиями, это эпоха принципа «после нас хоть потоп». Поэтому философы особое внимание уделяли воле, как препятствию на пути к деградации.

Р. Декарт. Истинное счастье — в умении отличить страсть от любви и в достижении внутреннего совершенства. Это можно сделать только посредством разума.

Дж. Локк. Поиск счастья и избегание страданий — естественно для человека. При этом правильным является стремление к долговременному счастью, а не к переходящему. Счастье во всём, что удовлетворяет дух и тело. Оно индивидуально, и никто не вправе навязывать своё понимание о нём.

Б. Спиноза. Счастье в познании и созерцании Бога. Причина счастья в свободе от собственного эго и влияния страстей.

И. Кант. Счастье в нравственном совершенстве. Ложный путь — ставить целью жизни достижение счастья. Нужно просто делать добрые дела, а счастье придёт само в награду. Разум способен ограничить эгоистические порывы и обуздать страсти, ведущие к несчастью.

А. Камю. Если целенаправленно искать счастье, оно будет всегда ускользать. Истинная ценность в помощи другим, то есть достижение счастья путём добродетели.

Л. Фейербах. Счастье — основополагающий принцип жизни. Разумный эгоизм приводит к отождествлению себя с окружающими, а если так, то человек способствует всеобщему счастью.

А. Шопенгауэр. Борьба за счастье бессмысленна, оно скоротечно и не стоит усилий. В этой связи он даже предлагает отказываться от воспроизведения потомства с целью уменьшить всеобщее страдание.

Современные теории о счастье рассматриваются, по большей степени, в русле психологии и будут описаны в соответствующей главе. Объединяет эти теории идеи поиска смысла существования и свободы воли.

Анализируя философские течения, можно сказать, что счастье рассматривалось с трёх разных ракурсов: природа, Бог, человек. Современные труды представляют собой синтез этих категорий и поиск счастья в телесных, духовных и психологических практиках.

Религия

Нельзя обойти вниманием такой колоссальный блок, как счастье с точки зрения религии. Она тесно связана с философией, а два этих течения являются взаимопроникающими. Однако если философия старается найти ответ на основе логических заключений, религия идёт путём веры в сверхъестественное, что объяснению не поддаётся.

В древних верованиях: тотемизм, анимизм, фетишизм, шаманизм. У древних людей ещё не было сформировано таких социальных феноменов, как зависть или понимание несправедливости. Целью жизни было достижение комфортного быта на уровне удовлетворения низших потребностей: голод, безопасность, продолжение рода. В общинах каждый занимал то место, которое было необходимо для нормальной жизни племени. Поэтому понимание счастья сводилось к отсутствию препятствий этому.

Зарождение духовных представлений, вера в духов и культ предков показывают, что ответственность за благополучие древние люди мало связывали со своей деятельностью, это возлагалось на плечи высших сил.

В авраамических религиях (христианство, ислам, иудаизм) под счастьем понимается правильное состояние человека, то есть то, которое предписывает священное писание и Бог. Согласно этому направлению, человек был абсолютно счастлив в Эдеме, до грехопадения, и теперь единственный смысл жизни — вернуться туда.

В частности, достижение счастья возможно благодаря следованию предписаниям, законам, запретам, ритуалам. Например, в иудаизме для достижения счастья (искупления) необходимо совершить 365 запрещающих заповедей и 248 обязывающих.

Современные богословы указывают, что для счастья необходимо избавиться от тревожных мыслей, сосредоточившись на процессе, а не на мыслях.

В традиционном христианстве счастье понимается как временное состояние, достигаемое путём страданий от грехов и любви к Иисусу. Понятие счастья приравнивается к блаженству.

С точки зрения Корана счастьем является абсолютный успех человека, предполагающий не только материальный комфорт, но и душевный. К счастью приведёт удовлетворение и радость жизни.

Восточные религии: буддизм, индуизм, даосизм. Наиболее близко понимание счастья в восточных культурах лежит через понятие нирвана. Нирвана — это освобождение от страданий, выход из колеса сансары (круговорота перерождений в греховных мирах, ограниченных кармой). При этом нирвана считается абсолютным счастьем, а знакомое людям бытовое счастье — понятие относительное. Нирвана характеризуется отсутствием желаний, страданий, привязанностей, покоем сознания, является высшей целью. В индуизме есть богиня счастья — Лакшми.

Конфуцианство. В этой вере мало внимания уделяется личному счастью, Конфуций описывал либо семейное счастье, основанное на патриархальных традициях, либо счастье государственное, построенное по принципу счастливой семьи. Помощник для достижения этого состояния — мудрость и разум, которые позволят избавится от иллюзий насчёт окружающих людей и вещей.

Синтоизм. У японцев есть целых семь богов счастья. В остальном эта вера во многом схожа в понимании счастья с буддизмом, который оказал на её формирование колоссальное влияние.

Секты. Здесь речь пойдёт о тех сектах, которые ставят своей целью исключительно материальную наживу, то есть сектах в плохом смысле слова.

Люди попадают под влияние сект, если являются глубоко несчастными и одинокими. Человек, попавший в беду, которому неоткуда ждать помощи, сильно подвержен попаданию в такую секту. Она обещает ему исцеление, помощь, поддержку, то есть всё то, что человеку так необходимо в данный момент. Однако то счастье, которое он здесь обретает, является мнимым. Это лишь временное успокоение души, которое не имеет к счастью никакого отношения.

Таким образом, счастье с позиций религии представляется феноменом, которого можно достичь, выполняя определённые действия, смысл которых зачастую является абсурдным.

Психология

В середине XX века произошёл настоящий бум в сфере социальных наук о человеке. Появляется множество психологических школ, каждая из которых по-своему интерпретирует счастье.

Наиболее глубоко этот вопрос разработан в гуманистической психологии, а конкретно в её ветви — позитивной психологии.

Часто в этой науке можно встретить определения счастья через следующие понятия:

Социальный интеллект. Это способность правильно понимать, интерпретировать и предсказывать чужое поведение. От него зависит во многом успех индивида.

Эмоциональный интеллект. Это умение распознавать чувства, настроения и эмоции как свои собственные, так и окружающих людей. От него также зависит успешность жизни, а следовательно, и счастье.

Последние два понятия связаны со счастьем ещё и тем, что они позволяют отслеживать и контролировать свои эмоции, избегать негативных последствий, таких как депрессия, понимать причины своих настроений.

Коллективный смысл и национальная идея. Соотносятся со счастьем как возможность быть причастным ко всеобщему благополучию, как наличие высшего смысла в помощи другим и себе, как части общего.

Субъективное благополучие как синоним счастья.

Итак, что же оставили нам великие психологи для более полного понимания счастья?

А. Маслоу. Пирамида потребностей для объяснения человеческого поведения не перестаёт быть актуальной. Следуя этой теории, вершина пирамиды — это самоактуализация, она может быть достигнута только после удовлетворения всех остальных нужд (физиологических и социальных). Самоактуализация — реализация своего творческого потенциала, талантов, возможностей, осознание своего призвания и устремление к нему.

И. Джидарьян. Советский психолог понимает счастье как устойчивый феномен, разрушающийся и выстраиваемый заново каждым новым поколением. Счастье достигается в соответствии с внутренними ценностями: как жизненными благами, так и духовно-нравственными ориентациями, наличием смысла и умением радоваться жизни. Большую роль играет умение нравиться людям.

М. Аргайл. Идея Аргайла в том, что счастье — это переживание удовлетворённости жизнью и интенсивность положительных эмоций.

М. Селигман. Счастье — в духовном удовлетворении. К нему приводит увлечённость любимым делом, самозабвение и исключительно положительные эмоции.

В. Франкл. Он — представитель экзистенциальной психологии, исследователь смысла жизни. Счастье связывает с поиском и нахождением смысла. Основным вопросом для человека в этом случае будет «ради чего я живу» — ответ и будет субъективным пониманием счастья. Основные ценности в этой теории: созидание (творчество), переживания (впечатления, духовный экстаз) и отношение к жизни, то есть КАК человек проживает жизнь.

Э. Фромм. Он продвигал идеи негативного влияния капитализма для благополучия людей. Общество потребления закрепощает людей, давая им лишь мнимое временное счастье, которое и счастьем-то назвать трудно. Путь к счастью — свободная воля, которая предполагает ответственность за свою жизнь и понимание своего Я.

Несмотря на небольшие различия, исследователи психологии счастья схожи во мнениях.

В психологической практике также описывается интересное нарушение — алекситимия. Причины его не ясны, они могут быть как в нарушении работы организма, так и иметь социально-психологический характер. Человек с таким диагнозом не способен различать и называть свои чувства и эмоции, а иногда даже отличать их от телесных проявлений. Такой человек не может быть счастливым, так как не в состоянии отслеживать своё моральное состояние.

Взгляды на природу счастья крайне разнообразны. Это объясняется тем, что в этом вопросе не существует панацеи. Для каждого человека счастье своё, чего не скажешь о несчастье — на этот счёт во взглядах людей всего земного шара много общего.

Что не является счастьем и что делает нас несчастными?

Понимание счастья будет наиболее полно демонстрироваться на контрасте с несчастьем. Если представить себе шкалу состояний, где 1 — это полная противоположность счастью, а 8 — абсолютное счастье, получится следующий список:

1. Черофобия — страх быть счастливым, иррациональное отвращение к счастью.

2. Состояние горя, вызванное бедой и бедствием.

3. Депрессия. Заболевание, симптомом которого является нарушение эмоциональной сферы, перманентно пониженный фон настроения, отсутствие радости жизни, мотивации, стремлений.

4. Апатия и ангедония — неспособность получать удовольствие, безразличие, отсутствие эмоций.

5. Оптимизм — уверенность в хорошем будущем.

6. Эйфория — чувство восторга, блаженства, безмятежности и тихой радости.

7. Экстаз — восторг и ликование.

8. Нирвана. Высшее абсолютное счастье.

Мнимое счастье — погоня за материальными благами в ущерб духовному развитию, жизнь по принципу избегания боли, развлечения как самоцель, отношения ради личной выгоды, соответствие чьим-то другим критериям счастья. На малом отрезке времени перечисленные вещи сулят радость, но в перспективе они только опустошают душу.

Погоня за счастьем и посвящение своей жизни этой цели тоже приведёт к несчастью. Счастье не даётся тем, кто за ним гонится, а приходит к тому, кто его не ждёт. Ни удовольствия, ни таланты, ни успех не будут залогом счастья, хотя, однозначно, послужат основой. Не является счастьем и счастье за счёт других.

Как ни банально, но источником несчастья являются грехи. Пресловутые гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, прелюбодеяние, скупость и лень. Эти пороки сдерживают душу от возможности получать истинное удовольствие от жизни.

Болезни тела и духа препятствуют благополучию. Недуги сулят боль, а радостное состояние души не соотносится с болью в любом её проявлении.

Счастье субъективно, поэтому сравнение себя с окружающими и следование чьим-то чужим представлениям о счастье не работают во благо.

Безответственность как непонимание своей роли в создании для себя качественной жизни приводит к невозможности наслаждаться жизнью. Безответственность — это возложение прав за своё счастье на другого, личной заслуги в этом нет.

Отсутствие смысла жизни, бесцельное животное существование обрекает на страдания. Сущность человека в наделении своей жизни смыслом, это просто необходимо для здоровой жизни.

Следование крайностям приводит к разочарованиям. Понимание мира в исключительно белых и чёрных тонах не позволит в полной мере насладиться красками жизни. Убеждённость и фанатичность создают эффект туннельного мышления, при котором люди не видят правды кроме своей собственной.

Наконец, идеализм. Стремиться к нему — хорошо, преувеличивать его значимость — опасно. Так, человек, желающий стать идеальным, будет обречён на несчастье, так как идеал недостижим.

Получается, счастье — это гармоничное состояние удовлетворение нужд души и тела.

Пути к счастью

В книге, созданной на основе бесед психиатра Г. Катлера и Далай-ламы XIV, говорится о двух путях к счастью. Книга называется «Искусство быть счастливым. Руководство для жизни».

Внутренний

Внутренний путь предполагает работу над собой. Это работа над личностью, над убеждениями, стремлениями, самоактуализацией и смыслом. Инструментами в этом стали духовные и психологические практики, беседы с наставниками, саморазвитие и рефлексия.

Внешний

Внешний путь предполагает получение материальных благ. Количество этих благ у счастливого человека всегда умеренное, то есть достаточное для нормального функционирования организма. Избыток денег приводит к уподоблению животному, если эти блага не обеспечивают рост духовности.

Проанализировав взгляды относительно путей к счастью, можно сказать, что внутренний путь в состоянии самостоятельно обеспечить счастье без участия внешнего пути. А внешний путь всегда будет неполноценным без внутреннего.

Источник счастья, или Как стать счастливым человеком

Чтобы стать счастливым человеком, нужно, прежде всего, определить для себя, что же такое счастье. Когда человек рисует для себя образ идеального будущего во всех деталях, он создаёт образ цели и тем самым задаёт вектор своей жизни.

Когда с целями определено, настаёт очередь поиска резервов для достижения. Резервы — это всё то, что поможет на пути. Резервом могут быть таланты, способности, связи, поддержка окружающих людей, способность понимать и чувствовать (социальный и эмоциональный интеллект). Деньги или возможность их заработать также будут резервом.

Относиться к счастью нужно легко, играючи, так как его невозможно схватить за хвост и посадить на цепь. От одержимых оно ускользает, как вода сквозь пальцы. Когда на пути возникают непреодолимые препятствия, биться, как об стену горох, не стоит. Если человек не может изменить ситуацию, нужно изменить отношение к ней.

Залогом счастья станет благодарность. Благодарность за свою жизнь, за возможности, за каждый новый день. Благодарность даёт понимание несостоятельности эгоизма, при котором невозможно счастье.

Конечно, физическое здоровье — источник счастья. Содержание своего тела в чистоте, тренировки и свежий воздух обеспечивают выработку гормонов счастья. Тот самый серотонин вырабатывается активнее во время пребывания на солнце, именно поэтому депрессии возникают чаще в холодное время года.

Счастье нужно беречь

Великие религиозные умы утверждают, что возможно достичь счастья раз и навсегда. Это будет состояние так называемой нирваны, такого далёкого для понимания человеком запада. Что же касается простого бытового счастья? Это мужское и женское счастье, счастье иметь и любить семью, здоровье и финансовое благополучие.

Когда человек пребывает в состоянии истинного счастья, ему нет нужды этим хвалиться. Хвалиться — значит огорчать других людей. Счастье сугубо лично, и по большому счёту никому нет до этого дела.

* * *

Появление человеческой культуры ознаменовало рождение такого явления, как счастье. В разных культурах, эпохах и для каждого отдельного человека счастье будет своё. Универсального определения на этот счёт нет и быть не может, в этом и заключается его прелесть.

Для того, чтобы стать счастливым человеком, нужно постоянно работать над собой, а достижение счастья не гарантирует, что оно останется навсегда. Стремиться к нему необходимо, а отрицать глупо. Однажды озаботившись вопросом счастья, его невозможно больше игнорировать. Однако прийти к нему реально, если сильно захотеть.

Поделиться с друзьями:
Внутренее умиротворение в себе
Добавить комментарий